«Мессианский комплекс» психотерапевта и ложный Гуру

Spread the love

Важным посылом в гуманистической психологии и разработанных на ее основе психотехник (например, беатотерапии), а также в Генных ключах является то, что любые положительные изменения с клиентом происходят из-за его собственного внутреннего потенциала.

В частности, в своих размышлениях о Преданности (29ГК) Р.Радд пишет: «Гуру не обязательно должны быть достойными! Иногда ученики ложных гуру достигают большего через свою невинность и сдачу!»

В принципе, вся его программа «Золотой путь» построена на этом принципе раскрытия своего собственного потенциала, причем, если вы будете действительно честны сами с собой на протяжении всего пути, то вы сможете достичь желаемого, несмотря на мастерство того, кто вас ведет по этому пути. И отчасти это так, только нам трудно быть честными даже с самим собой 🙂

Но я хочу уделить внимание здесь не ученикам, а «гуру» или тренерам, или психотерапевтам…

И название «мессианский комплекс» как нельзя лучше соответствует этой проблеме.

Давайте все же будем честны перед собой, и если мы постулируем, что все изменения с человеком происходят из-за того, что в нем заложены эти ресурсы (например, Дары в Генных ключах), то не мы те Боги, кто делает эти изменения. Иначе у нас и появляется этот комплекс мессии.

Мессианский комплекс проявляет себя как  чрезмерное увлечение работой, с преувеличенным подчеркиванием ценности именно своего труда и значимости именно собственной работы. Человек, охваченный мессианским комплексом, ни минуты не может себе позволить отдохнуть, остановиться, ведь «люди страдают». Много работать и точно работать — не одно и то же. Работа, которая превращается в мученичество, когда «мерилом работы считают усталость», есть ничто иное, как питание собственной ложной личности.

Кроме того мессианский комплекс приводит терапевта к мнению, что успех должен быть всегда, а также к необходимости утверждения собственного величия за счет клиента и его успехов.

Этот комплекс заставляет гуру ожидать от клиентов особого отношения, чтобы его помнили, чтили, чтобы клиенты чувствовали значимость его личности.

Зачастую человеку, захваченному мессианским комплексом, свойственна излишняя морализация. Им почему-то начинает казаться, что они знают лучше, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что не правильно. А это ведь может быть связано с собственными бессознательными страхами психотерапевта, с его собственной внутренней неуверенностью, несостоятельностью.

Приверженцы беатотерапии выделяют в качестве распространенного проявления мессианского комплекса проблемы интимности, нерешенные сексуальные проблемы: либо превозносится насильственное воздержание, либо провозглашается сексуальная неразборчивость, или перверзии, которые выдаются за способы высвобождения души. Когда переживания интимности все больше утрачивают присущую им естественность, простоту, игривость и радость.

И в этом нет ничего противоестественного, я имею ввиду возникновение этого комплекса. Все мы живые люди, все мы имеем свои слабости, свои тени, свою уязвимость. Надо просто помнить об этом, быть более осознанным в этом вопросе и при необходимости позволить себе не только отдых, но и супервизию.

И не забывайте творчески походить ко всему, в том числе к своему образу жизни, и к условиям роста своей профессиональной эффективности.

Берегите себя,
Елена Синельщикова

Share on Facebook