О системном подходе к человеческому бытию

Седьмой год я занимаюсь вопросами личностной трансформации, синтезируя психологию и Генные ключи, где как известно все начинается с внутреннего фокуса, и “меняя мир внутри, мы меняем мир вокруг”. Многие из вас знакомы с этим постулатом, поп-психология и эзотерика трубит об этом на каждом шагу. И от меня вы такое не раз слышали. Но… это только часть правды. Только такое видение трансформации приводит к ее серьезному ограничению. Возможно, я скажу сейчас что-то непопулярное, у кого-то это вызовет сопротивление, кому-то в начале покажется, что это противоречит предыдущему постулату. Но я все же скажу, как я вижу.

На мой взгляд, возложение на человека полной ответственности за его внутреннюю боль, за переживание страхов, за любое “дерьмо”, происходящее с ним, не приводит к исцелению по той причине, что мы забываем учитывать всю систему, в которую включен человек. Человек живет в обществе, в определенной культуре, которая снабжает его определенными понятиями. И по сути индивид разгребает коллективное “дерьмо”, коллективные страхи. Соответственно общественные изменения тоже необходимы, а вместе с этим и определенная государственная поддержка. А также надо понимать, как твои личные изменения вписываются в существующий социальный контекст, как вы применяете это на практике.

Мне очень созвучны мысли философа Жюли Реше, который обращает внимание на социальные причины страдания, страдания могут быть обусловлены несправедливым устройством общества, а не только внутренними проблемами человека. Сведение, например, депрессии к личной патологии адаптирует человека к несправедливости и таким образом отводит взгляд от реальных социальных проблем, требующих решения.

Нельзя все свести к недостатку серотонина, собственной греховности или отсутствию любви к себе. Но осознание безграничности интерпретаций собственных состояний нас пугает, мы не научены жить в неопределенности, поэтому делаем выбор либо в пользу молитвы и аффирмации, либо антидепрессанта.

В психологии существует 4 категории систем относительно локализации причинности происходящего (автор Ноэль Смит):
— органоцентрические (источник причинности заключён в организме)
— энвайроцентрические (источник причинности лежит в окружающей среде)
— социоцентрические (источник причинности находится в социальной группе)
— нецентрические (причинность не имеет какого-либо одного источника, но заключена в отношениях или в поле событий)

Интересен тот факт, что в России и на постсоветском пространстве прижились в основном органоцентрические системы. То есть весь упор и все тяготы ложатся на плечи индивидуума, как будто он вырван из социальной среды. Открытая критика общества у нас особо не сложилась, и стала больше проявляться с развитием соцсетей. И вслед за этим начинает развиваться и системный подход. Во всяком случае в своем кругу я это наблюдаю. Но крен индивидуализма еще сохраняется, и все озабочены развитием своего ресурса, а не пониманием его системной встроенности и роли коллективных ресурсов.

Поэтому сейчас у нас процветают тренинги и марафоны по прокачке своих ресурсов. Отчасти они являются попыткой избежать страданий, но при новой встрече с ними снова становится больно. В жизни всегда будут встречаться ситуации, на которые мы не можем повлиять, и которые нам совсем неприятные, причиняют страдание и боль. Это, казалось бы, простые истины, но тем не менее каждый хочет этого избежать и что-то там для этого “прокачать”. Это стремление исходит как раз из индивидуалистической идеи, что причина во мне. И терапия, основанная на таком подходе, вряд ли будет успешна.

Более уместным становится реалистичный подход ко всему, который учитывает системность процессов и принятие ограничений. Мы так много говорим о целом, о единстве, о вселенной, о космосе, но когда дело доходит до работы с человеком и его вызовами, то мы почему-то думаем о нем, как об отдельной единице, а не как части этого целого. Нет в мире изолированных систем, все взаимосвязано.

Когда мы что-то выращиваем, бросая семя в почву, мы же не говорим ему, “давай, ты сможешь, представь, что ты уже огромное дерево” и т.д. Мы же поливаем почву, если надо, удобряем, сажаем на солнечной стороне или в тени, в зависимости от потребностей растения. То есть учитываем семя, которое мы выбрали, его статус развития, ситуацию в данный момент, вдруг стебель от ветра сломался, вдруг год засушливый или наоборот. Результат зависит и от семени, и от условий окружающей среды, и от садовника. И мы из жизни знаем, что хороший садовник разговаривает со своими растениями. Как сейчас принято говорить, распространяет вокруг себя хороший вайб.

Говорят, что если печь пирог по одному рецепту в разных странах, то получится разный вкус, даже если мы закупим продукты в одном месте. И это не мистика, это физика, это природные закономерности. Человек – это тоже часть природы. Хорошо бы видеть эту взаимосвязанность.

В этом году собираюсь заняться как раз синтезом усвоенных знаний (более 30 лет в психологии) и опыта и подойти к вопросу человеческого бытия с учетом его включенности в общую систему, а также учитывая всю многомерность человеческой природы. Раз идет время глобальных перемен, то надо менять и концептуальный подход. Возможно, я ставлю перед собой через чур амбициозные планы, но я знаю точно, что в случае поражения у меня не будет сожаления, а лишь удовлетворение от того, что я все же дерзнула и проявила тот максимум, который смогла.

Елена Синельщикова

31Светлана Кулакова, Алла Родионова и ещё 29Комментарии: 9Поделились: 1НравитсяКомментироватьПоделиться

Share on Facebook