Как мы работаем с тенью?

Иногда я слышу на консультации или работе в группе, что люди говорят, что они преодолели свою тень и теперь только «идут по дарам». Ах, какое бы это было удивительное время, и я знаю, что оно будет, эволюция идет своим чередом 🙂 Но пока это время не наступило, нам есть над чем поработать.

И наша задача не состоит в том, чтобы преодолеть тень, слово «преодоление» несет в себе энергию борьбы. Не боритесь с тенью, полюбите ее.

Генные ключи дают нам прекрасную формулу – позволить, принять и объять. Я ощущаю «позволение» как расширение внутреннего пространства внутри себя, которое позволяет принять энергию тени. По сути любой психотерапевтический процесс – это о создании пространства, о его расширении, через снятие ограничительных убеждений и механизмов защиты.

Когда мы говорим о Тени, конечно же, сразу вспоминаем К.Юнга, кто впервые ввел это понятие. Алан Уоттс сказал: «Юнг относился к тем людям, которые без стыда могут спокойно переживать и чувствовать страх или вину. Другими словами, он понимал, что целостной можно назвать не ту личность, которая просто подавила в себе такие чувства и является бесстрашным непоколебимым мудрецом. Целостный тот человек, у которого все эти чувства остались, но он не упрекает себя за них».

Принятие своей негативной стороны, «своих демонов», естественно не простая задача, тем более что мы больше научены борьбе с этим. И принятие своей собственной теневой стороны очень важна для тех, кто ведет терапевтическую практику, иначе не получится создать то пространство принятия, которое так необходимо в этом процессе. Только умея создавать свое внутреннее пространство для принятия, мы сможем создать такое пространство на встрече с клиентом.

Для меня Генные ключи и программа Золотой путь и являются тем инструментом, который позволяет «создавать пространство» для тех препятствий, вызовов, негативных чувств, которые возникают в нашей жизни, вместо того чтобы оказаться захваченными борьбой с ними, осуждением их или отгораживанием от них. Борьба со своими чувствами только придает им больший запас энергии и, таким образом, большую власть над нами.   Создание пространства для всех возникающих у нас чувств позволяет нам стать шире их — не «поднимаясь над ними», а расширяясь, чтобы включить их в себя. Когда мы способны включить в свою жизнь боль, она уже впредь не будет иметь над нами былой силы.

Если мы способны остаться со своими отрицательными чувствами и раскрыть их, они в конце концов уйдут прочь или укажут на некоторое скрытое за ними более здоровое направление. Во время созерцательного процесса мы учимся пребывать с теми частями нашего внутреннего мира, на которые нам не хотелось бы и смотреть, но такая практика порождает в нас уверенность, поскольку мы понимаем, что внутри нас нет ничего столь дурного, просто стремление чего-то избежать или что-то отвергнуть. Благодаря тому, что мы не бежим от своего переживания, а неуклонно остаемся с самими собою, мы начинаем принимать себя по-новому и ценить глубинную открытость и восприимчивость, видя в них корень своего бытия.

Как сказал Юнг «Несомненно, все это звучит очень просто. Но на самом деле принятие человеком своей темной стороны граничит с невозможным. Задумайтесь на минуту о том, что означает дать шанс на существование чему-то неразумному, бессмысленному и злому!».

Да, это не просто, но это очень наполняет и, в конечном итоге, освобождает.

Мне бы еще хотелось сказать немного о важности этого шага терапевтического процесса – о позволении, или о создании и расширении внутри себя пространства, для принятия всех своих переживаний.

Все мы знаем о подавленной и реактивной природе проявления психики. И очень часто люди с подавленной природой притягиваются к определенным духовным практикам, не приняв свою природу, а продолжая ее подавлять. Как правило, это ни к чему хорошему не приводит, и такие феномены уже описаны. И по-настоящему хорошие духовные учителя последнее время, видя это, советуют обратиться к профессиональной помощи. Меня радует тот факт, что происходит сближение между восточными духовными практиками и западными психологическими теориями. Я также вижу и ценю этот синтез в Генных ключах.

Обычно духовные практики просят нас отказаться от эгоцентризма. А представьте человека с низкой самооценкой и низким уровнем самоуважения, который еще не почувствовал силу своего Я. И вместо позволения и принятия своей природы мы идем по пути «духовного избегания».

Недавно я прочла такой пример из психотерапевтической практики. Речь шла об одной женщине, у которой постоянно возникали трудности в отношениях с мужчинами. Она всегда очень быстро им отдавалась, а в результате всегда оказывалась оскорблённой и отверженной. Конечно такой опыт усиливал в ней чувство собственной ничтожности и недоверия к противоположному полу. Она была весьма начитанна в литературе Востока, и это привело ее к убеждению, что ей следует отбросить представление о своей важности. Но как раз стоявшая перед ней задача была явно противоположная: нужно было выработать чувство собственного достоинства, уважение к себе, нужно было устанавливать пределы, проводить границы, научиться говорить «нет» и охранять собственное пространство. Как и многие другие, кто использует духовные учения для того, чтобы уклониться от задач нормального развития, она имела склонность недооценивать собственные потребности и чувства, приуменьшать их. Вот почему важно научиться именно видеть, позволять и принимать в себя весь диапазон своих переживаний.

Так что будьте добры к себе, позвольте себе переживать весь диапазон чувств, не загоняйте их в угол, доверяйте любому чувству, которое у вас возникло, пусть даже негативное. Просто прислушайтесь к нему, что оно хочет вам сказать? Что хочет ваша глубинная суть?

С позволением и принятием,

Елена

 

 

 

 

Share on Facebook